С того момента, как СССР вообще официально заявил о своём существовании, весь мир рассматривал его в том числе как место, где проходят гигантские эксперименты. С одной стороны, они казались крайне безумными… С другой, многое из того, что изначально было введено в СССР, в конце концов мы наблюдаем в новостях, как гримасы западной толерантности или моду хипстеров.

Школы без дисциплин

В двадцатых годах в Советском Союзе пытались внедрить так называемую систему образования Дальтона. Она предполагала полную отмену старой классово-урочной системы. Дети должны были познавать мир и науки, работая над тематическими проектами и представляя их в школе, причём работать можно было в «лабораториях», переделанных из классов, в библиотеке, на улице, дома, в кружке пионеров — где угодно. Кроме того, предполагалось, что в проектной работе будет много ручного труда, что сделает знания более «осязаемыми» и приучит ребёнка к рабочей жизни.

Во многом проект не удался из-за недостаточной материальной и книжной базы и школ, и семей, и слишком большого количества более насущных, чем учёба, проблем, так что при Сталине решили, что легче вернуться к дореволюционной системе, и новый стиль образования прикрыли, казалось, навсегда.

Но последние пару лет в России только и обсуждают особую финскую программу обучения, при которой дети учат не дисциплины, а темы, в том числе делая собственные проекты и изучая те вопросы и накопленные наукой знания, которые связаны с этими проектами. Немалая доля проектов — создание чего-то руками, как индивидуально, так и в коллективе товарищей. Часть проекта можно сделать и не в школе, хотя в целом предполагается, что обучение будет вестись именно там, хотя и не обязательно в классе — в школе и при ней есть множество интересных помещений. Внедрение давней методики Дальтона теперь считается не взбрыками советских мечтателей, а организацией учёбы, за которой будущее.