Многие окружающие нас вещи и явления, которые порой кажутся нам приметами именно нашего времени, на самом деле были выдуманы уже очень давно. Так, например, в дореволюционной России, уже более ста лет назад, была широко распространена социальная реклама. Некоторые темы этого мощного социального инструмента нам и сегодня знакомы, а вот отдельные покажутся уже очень странными.

Историю социальной рекламы принято отсчитывать с 1906 года, когда общественная организация «Американская гражданская ассоциация» создала первые плакаты, призывающие защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого энергетическими компаниями – очень, кстати, современная тема. Однако в нашей стране можно найти примеры и гораздо более ранние. Так, например, еще начиная с петровских времен у народа пользовались популярностью «назидательные лубки» — картинки, на которых в доступной форме объяснялись простые и вечные истины: «не надо пить», «азартные игры могут привести к беде», «мужа положено слушаться».

Излагались назидания простым и понятным языком, как, например, в таком рекламном объявлении: «Сия аптека содержит в себе такие зелья которыми лечат с похмелья токмо вотка вино и пиво да надлежит оные разумно употреблять чтобы и последняго ума не потерять»

Кстати, реклама в дореволюционной России действительно отличалась красочностью и точными, продуманными образами. Это неудивительно, ведь отдельные образцы создавали именитые художники – Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Михаил Врубель, Борис Кустодиев, Леон Бакст и другие.